Заказать звонок +
Имя
Телефон * 
Желаемое время звонка
Комментарий:

Хомуты для автомобилей


16.04.2018

В современном ремонтном производстве мелочей не бывает. И уж тем более не стоит с пренебрежением относиться к хомутам — деталям некрупным, но обеспечивающим герметичность всех гидравлических, а также топливной систем автомобиля. 


Если быть абсолютно точными, хомуты применяются и для крепления элементов системы выпуска отработавших газов, и для герметизации пыльников ШРУСов, и в шарнирах подвески. Однако во всех этих системах используется специальный крепеж. При его замене автомеханик не имеет такой свободы выбора, как при установке крепежа на гидравлические трубопроводы и шланги системы подачи топлива. Поэтому наш рассказ — о рынке крепежа именно для топливно-гидравлических систем автомобилей.
 

Шплинтовые хомуты

Хоть и редко, но сегодня все еще встречаются автомобили, на которых установлены эти раритетные детали. Их давно уже не поставляют в продажу, поэтому каждый раз при снятии трубопроводов их приходится менять на крепеж другого типа. Причем менять их имеет смысл даже в том случае, если снятый при ремонте хомут выглядит работоспособным. Главным недостатком таких хомутов является их неприспособленность к многократному использованию. Хотя сами по себе такие хомуты были одними из самых эффективных крепежных устройств, когда либо применявшихся для герметизации шлангов в автомобилях. Это после ремонта, затянутые плоскогубцами, они начинали барахлить. А установленные на специальном оборудовании в заводских условиях служили верой и правдой. Используемая в них система накрутки хомутной ленты на внешний шплинт обеспечивала равномерное распределение нагрузки по всей внутренней поверхности хомута, благодаря чему шланг пережимался постепенно и с одинаковой во всех точках силой. Соответственно, он меньше подвергался износу. В этом плане пришедшие на смену шплинтовым червячные хомуты оказываются менее эффективными. Поэтому, кстати, трудно согласиться с рекомендациями некоторых руководств по ремонту, призывающих в профилактических целях заменять все шплинтовые хомуты. Другое дело, если во время ремонта приходится демонтировать шланг — тогда при его установке нужно использовать новый хомут. Чаще всего в таких случаях устанавливают изделия червячного типа.
 

Червячные хомуты

Существует несколько модификаций червячных хомутов. Из них лишь изделие с гладкой внутренней поверхностью может быть установлено практически на любом шланге. Другие червячные хомуты — с рифленой на европейский манер внутренней поверхностью или американские, со сплошными просечками,— работают лишь с теми шлангами, под которые они рассчитаны. Во всех остальных случаях есть опасность, что неровности с внутренней стороны хомутной ленты могут продавить слишком мягкий или недостаточно эластичный трубопровод.

При работе с любыми червячными хомутами следует иметь в виду несколько важных моментов. Во-первых, хомуты различаются по прочности. Для шлангов с более высоким внутренним давлением используется более жесткий и прочный крепеж, который требует сильного затягивания. Устанавливать такой крепеж на обычные шланги не стоит. При ошибке механика, приложившего чуть большее усилие для заворачивания натяжного болта, прочный хомут выдавит из под себя резину.

При креплении хомутов надо тщательно соблюдать нормы затяжки. В среднем закручивать болт нужно с моментом, равным 2,5–3 Нм. Однако в некоторых случаях, и довольно таки часто, производители указывают другие значения. Поэтому по возможности следует обратиться к технической документации на данный автомобиль. При затягивании хомутов желательно применять специальный динамометрический ключ. Кстати, специалисты не рекомендуют автомеханикам наворачивать болт отверткой, хотя на головке регулировочных болтов практически у всех хомутов предусмотрены специальные шлицы под прямое или крестообразное лезвие. Тем не менее отвертка — это аварийный вариант для владельца. В автосервисе же лучше, дабы не сорвать шлицы, использовать шестигранную головку. Как правило, она имеет размер 7 мм. Однако некоторые производители, в том числе и ряд отечественных, выбирают хомуты с болтами, имеющими головки под 6 или 8 мм.

При покупке червячных хомутов стоит обратить внимание на крепление их нижней ленты. В некоторых дешевых моделях она может оказаться неприваренной. В принципе, такие хомуты пригодны, но работать с ними неудобно, а неаккуратное затягивание может привести к тому, что в пути такой хомут раскроется. Так что желательно ставить крепеж с накрепко приваренной к кронштейну червячного механизма лентой.

Другие разновидности хомутов

Все остальные хомуты могут быть использованы лишь в сочетании с шлангами определенного типа. Так, проволочные хомуты эффективны при затягивании шлангов, выполненных на основе натурального каучука. Эту конструкцию первыми стали использовать японские и корейские инженеры — в этих странах натуральный каучук стоит дешевле привозного синтетического. Следом технологию изготовления таких хомутов переняли китайцы. Хотя точной информации у нас нет, определенные сомнения в том, что вместе с новым типом хомутов китайские инженеры сумели в полной мере перенять и технологию производства качественных каучуковых шлангов, тревожат. Если не сумели, то использование подобных хомутов может обернуться серьезными проблемами, которые дадут о себе знать через несколько лет, по мере старения резины. Поэтому при ремонте таких автомобилей механикам стоит в случае замены устанавливать вместо проволочных хомутов червячные.

Стоит менять «родные» хомуты на червячные и в том случае, если оказывается, что для ремонта необходимо снимать установленный на заводе крепеж пружинного типа. Использовать его вновь можно лишь в том случае, если возвратить на место пребывающий в хорошем состоянии заводской или рекомендованный производителем шланг. При замене же любым аналогом или при явно выраженном износе заводского шланга желательно после ремонта установить обычный червячный хомут. Безусловно, пружинные хомуты имеют массу преимуществ. Они равномерно обтекают резину, их невозможно перетянуть. Однако в условиях производства хомуты подбираются под размер используемых шлангов с допуском до 1/100 мм — только тогда они эффективно обеспечивают герметизацию. При замене же шланга, особенно если его производитель — малоизвестная фирма, гарантировать соблюдение таких пределов точности трудно.

Иногда возникает необходимость затянуть шланг диаметром меньше 12 мм. В этом случае червячный хомут малоэффективен из за широкого кронштейна червячного механизма, который нарушает округлость хомута и препятствует равномерному сжиманию шланга. Тогда используются мини-хомуты. В них червячный механизм расположен таким образом, что не мешает равномерному затягиванию хомутной ленты.


Также на рынке появилась универсальная хомутная лента, которая позволяет ремонтировать трубопроводы любых диаметров. Она представляет собой бобину с накрученной на ней хомутной лентой. В комплекте прилагаются разъемные червячные механизмы. Для ремонта необходимо отрезать кусок ленты соответствующей длины и закрепить на ней червячный механизм. Плюс такого полуфабриката очевиден: имея его, можно не держать на складах большое количество разнообразных хомутов. Однако такое нововведение обходится дорого, во многом из за высокой цены разъемного червячного механизма.

Что выбрать?

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: универсальному сервису совершенно не обязательно заполнять полки своих складов множеством упаковок различного типа хомутов. Можно обойтись обычными червячными хомутами нескольких размеров, которые смогут выручить автосервис в большинстве случаев. Главное — при покупке не сэкономить на качестве.

Сейчас на рынке предлагают огромное количество хомутов разных производителей. Цены на дешевые образцы отличаются от стоимости дорогих в несколько раз. И естественно, может возникнуть соблазн приобрести расходники подешевле. Делать этого однозначно не стоит. Низкосортные хомуты, выполненные из сомнительного материала, с плохо обработанными краями, способствуют быстрому разрушению шлангов и провоцируют течи. Да и работать с ними неудобно. В конечном счете экономия на закупке выльется в потери рабочего времени мастеров и убытки из за ухода недовольных ремонтом клиентов. Надежнее ориентироваться на хомуты известных брендов.

Специалисты выделяют изделия компании ABA. Эти хомуты имеют гладкую поверхность, сварной корпус и изготовлены из алюминия. Они создают практически равномерное давление по всему объему шланга и обладают повышенной прочностью. При этом по цене они в 10 раз превосходят безымянные «аналоги» очень сомнительного качества. Также отмечают хомуты Norma. Их отличает своеобразная конструкция: в креплении используется относительно мягкая вставка, обеспечивающая равномерное обжатие без дополнительных усилий. Их замок выполнен без применения сварки, на заклепках, что повышает антикоррозионную стойкость детали. Из других брендов популярностью пользуются Eco, Kovopol, Gemi, Daga.